Почта для связи: yanina@credit-xpress.ru
Автор статей, эксперт по кредитным продуктам
Из-за опасений, что в новом году банки будут выдавать меньше кредитов для покупки мобильных устройств из-за ограниченных процентных ставок, многие компании решили подстраховать свой бизнес и привлечь к сотрудничеству МФО.
Мобильные покупки в кредит
В сложившихся условиях только МФО могут выдавать займы с процентной ставкой выше 100% в год даже в рискованных сегментах кредитования.
Уже известно, что сразу два крупных мобильных ритейлера запустили пилотные проекты по выдаче микрокредитов на покупку товаров – речь о популярном сегодня POS-заеме. Так, «Евросеть» выдает кредиты через МФО «Хоум Кредит Экспресс», а в «Связном» покупки в кредит будут оформляться через микрофинансовую компанию «Viva деньги». Сейчас компания проводит пилотное тестирование.
Как отметили в «Viva деньги», при оформлении покупки заявка на займ сначала будет отправляться в банк, и если он откажет, в МФО. Заемщик сам решает, устраивает ли его кредит в МФО, поскольку он будет дороже. Так, в «Viva деньги» процент составляет 50-120% в год, а «Хоум Кредит» выдает займы на покупку средств мобильной связи под 55,5-77,7% в год.
Что в перспективе?
Примечательно, но до сих пор сотовые ритейлеры практически не сотрудничали с МФО. Сейчас при оформлении займа все сведения о клиенте, которому отказал банк, будут передаваться в микрофинансовую компанию. Такие отношения выгодны с экономической точки зрения. С 2015 года банки и МФО будут обязаны ограничивать полную стоимость кредитов и займов, причем ставки должны будут соответствовать параметрам, установленным ЦБ. В этом плане кредитование мобильных устройств считается самым чувствительным сегментом, поскольку слишком высок риск невыплат. Именно поэтому банки предлагают высокие процентные ставки: у «Ренессанс Кредита» это 69%, у «Лето Банка» — 59,9% в год.
Из-за вынужденного снижения процентных ставок займы будут выдаваться реже – примерно на 20-30%. Например, «Лето Банк» вообще планирует с 1 января отказаться от таких займов или сократить их до минимума. В такой ситуации изменения больше коснутся непосредственно сотовых ритейлеров, а не банков, поэтому их желание подстраховаться и начать сотрудничать с МФО вполне логично и выгодно. В то же время магазины электроники и бытовой техники пока не собираются следовать примеру сотовых ритейлеров, поскольку продажи в этом сегменте не очень зависимы от изменения полной стоимости кредита.