Почта для связи: eduard@credit-xpress.ru
Главный редактор, эксперт по займам и кредитам
Несмотря на то, что МФО должны стать прозрачными для своих клиентов, далеко не все компании следуют данному правилу. К этому выводу пришли специалисты фонда развития общественного мониторинга и защиты прав потребителей.
Что показало исследование?
Сотрудники фонда провели исследование на проверку уровня прозрачности МФО в плане раскрытия информации для заемщиков на сайте в Интернете. В ходе исследования изучалась деятельность 20 МФО, которые входят в ТОП-20 по объему кредитного портфеля.
Их сайты оценивались с точки зрения нескольких параметров:
- доступности и видимости информации для посетителя,
- предоставления сведений о полной стоимости кредита, способах его погашения, стоимости дополнительных услуг и так далее,
- наличия информации через СМС-сообщение.
Исследование показало, что большинство организаций публикуют лишь общие условия предоставления займов, причем эту информацию на сайте чаще всего трудно найти. Специалисты фонда считают, что нужно защищать права простых заемщиков, которые не имеют глубоких познаний в области юридических терминов.
Как следствие, в числе отстающих были отмечены следующие компании:
- ООО «Томское финансовое агентство» (ноль),
- ООО «Таймкредит», группа компаний «Деньги сразу» (по 0,5 балла из четырех возможных),
- «Мастер Деньги» (1 балл),
- ООО «Простые деньги» (1,5 балла).
Среди нарушений были отмечены: отсутствие сведений о размере штрафных санкций за просрочку платежей, о стоимости дополнительных услуг (например, комиссий), а также полной стоимости займа. Еще одна компания была уличена в том, что в различных разделах сайта предоставлена разная информация о процентной ставке займа и размерах просрочки. Да и данные кредитных калькуляторов, размещенных на сайте, не всегда отвечают реальным условиям займа.
А кто в лидерах?
Специалисты фонда пришли к выводу, что среди первой двадцатки самых популярных МФО нашлись компании, которые работают в рамках закона. Наиболее полная и достоверная информация представлена на сайтах следующих компаний (они получили максимальные 4 балла):
- ООО «Домашние деньги»,
- ООО «Быстроденьги»,
- группа компаний «Русские финансы»,
- ООО «МФО «Народная казна»,
- ООО «Кузбасское кредитное агентство».
В Фонде отметили, что проверки будут продолжаться до тех пор, пока требования обновленного 1 июля 2014 года закона «О потребительском кредите» не будут исполняться компаниями в полной мере. Фондом также организована акция: в течение 100 дней после принятия закона будет проведен повторный мониторинг банков и МФО. Цель данного мероприятия – понять, какие законодательные инициативы должны будут обновлены, а также разработать меры наказания за нарушения со стороны компаний.