Почта для связи: eduard@credit-xpress.ru
Главный редактор, эксперт по займам и кредитам
Микрофинансовые организации должны работать в соответствии с федеральными законами, нормативными актами, информационными письмами и указаниями Центробанка России и других ведомств. Однако некоторые компании идут на хитрости, диктуя свои правила при заключении договора или выбивая долги из клиентов незаконными способами. Заемщик имеет полное право защитить свои интересы, обратившись с жалобой в соответствующие инстанции.
В МФО
Часто проблема решается путем обращения в саму микрофинансовую организацию, но только претензия должна быть обоснованной. Чтобы избежать трудностей, внимательно читайте договор перед его подписанием и до получения займа. Если МФО действовала в рамках закона, необоснованная жалоба грозит заемщику тратой времени и убытками.
В Центробанк
Центральный банк России является главным контролирующим органом, в полномочиях которого даже устранение компании с финансового рынка за нарушения. Если вы уверены, что МФО не соблюдает требования ФЗ, нормативных правовых актов РФ и ЦБ, можно жаловаться в Центробанк, тщательно подготовив бумаги и доказательную базу. Обращаться в ЦБ имеет смысл в следующих случаях:
- компания, выдающая займ онлайн на карту, не числится в реестре ЦБ,
- превышена полная стоимость кредита,
- МФО взимает штрафы за досрочный возврат микрозайма или плату за допуслуги, не получив согласия заемщика,
- в БКИ не передаются сведения о заемщиках,
- используются незаконные способы взыскания долгов,
- слишком высокие проценты.
Заявление в Центробанк можно подать, пользуясь интернет-приемной, или лично посетить общественную приемную.
В СРО
Каждая МФО входит в состав СРО («МиР», «Единство» и Союз «Микрофинансовый Альянс»), и сюда также можно подать жалобу при нарушении базовых стандартов и ФЗ №151 «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях». Для этого нужно написать письмо на электронную почту или обратиться напрямую через сайт компаний. По правилам СРО, рассмотрение заявок длится до 1 месяца с даты регистрации, так как могут потребоваться дополнительные запросы и проверки.
В Роспотребнадзор
Клиенты МФО могут пожаловаться в Роспотребнадзор, если в договоре МФО не хватает информации или в него наоборот включили условия, нарушающие права потребителя, например, незаконные комиссии, излишние проценты и пени, ограничения заемщиков в их правах. Жалобу можно подать через сайт Управления Роспотребнадозора, а также направив письмо по почте (адрес: 127994, г. Москва, переулок Вадковский, дом 18, стр. 5, 7).
В прокуратуру
Если кредиторы и их представители пугают клиентов угрозами, ночными звонками, можно смело писать заявление в прокуратуру. Делается это через госуслуги или в устной форме, причем сумма займа не играет никакой роли.
В ФСПП
Если с заемщика пытаются взыскать долги незаконным способом, основным регулятором в этой ситуации выступают судебные приставы. К ним можно обратиться, если представители МФО превысили разрешенное количество звонков и сообщений, звонят близким, оказывают психологическое давление, угрожают. Жалобу можно подать через интернет-приемную ФСПП или отправить письменное обращение.
В ФАС
Жалобы на нелегальную выдачу кредитов принимает антимонопольная служба. Сюда же обращаются, если клиентов вводят в заблуждение рекламой, или нарушается законодательство о конкуренции. Направить письмо с претензией заемщик может по адресу: 125993, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11, или отправить через сайт службы на почту delo@fas.gov.ru, или через сайт госуслуг.
Финансовому омбудсмену
С 1 января 2020 года задача финансового уполномоченного — рассмотрение обращений потребителей финуслуг в отношении МФО с вопросами имущественного характера. Направить жалобу можно в электронной форме через личный кабинет, который регистрируется на сайте омбудсмена, или в письменном виде по адресу: 119017, г. Москва, Старомонетный пер., д. 3.
Как видно, заемщик может и имеет право защищать свои интересы. Главное – обосновать жалобу, чтобы в ней было максимум нужной информации, а также обязательно указать свои контактные данные для обратной связи.