Как распознать мошенничество, если звонят представители банка или госорганов?

 

Мошенники каждый год совершенствуют схемы, позволяющие им обманывать ничего не подозревающих граждан. Санкции, мобилизация, валютные ограничения – всем этим они успешно пользовались в 2022 году. Теперь у них новая схема обмана, которая никак не связана с новостным фоном. Желая заполучить доверие людей, мошенники представляются сотрудниками различных государственных органов или банков.

Как работает схема

На звонки якобы представителей банков или полиции попался уже не один россиянин. Жертвам внушают такой страх, что они, не задумываясь, переводят сбережения третьим лицам. В таком состоянии распознать обман может далеко не каждый человек. Мошенники действуют самым разным образом:

  • звонят и пугают, что сбережения находятся в опасности и их срочно надо перевести на безопасный счет в Центробанке,
  • предоставляют поддельные документы, удостоверения с логотипом и печатью Банка России, высылая их по почте или в мессенджер,
  • присылают сканированную копию заявления на кредит, которое якобы подала жертва, с ее контактными данными и подписью.

Под таким давлением критическое мышление перестает работать, и человек в панике передает персональные данные или переводит деньги на счет якобы «Центробанка», а по факту – мошенникам.

По еще одной популярной схеме злоумышленники звонят от лица финансовых учреждений или портала «Госуслуги». Они уточняют у человека, брал ли он кредит, а получив отрицательный ответ, просят выслать код из СМС, чтобы отменить заявку. Этот код дает мошенникам возможность зайти в личный кабинет и совершить в нем незаконные операции, в том числе оформить заем.

Как поступать в таких ситуациях?

Самое лучшее, что можно делать при подобных звонках, - просто положить трубку и на всякий случай позвонить в банк, в котором вы обслуживаетесь. Стоит помнить о важных моментах:

  • В Банке России не работают напрямую с физическими лицами, поэтому по его инициативе никто не может звонить или рассылать письма. Регулятор в принципе не занимается обслуживанием или открытием счетов физлиц.
  • Никакие коды никому называть нельзя, тем более сотрудники банков или полиции никогда не требуют их.
  • Если вы все-таки ответили на звонок, выслушайте собеседника, но бросайте трубку, как только попросят подтвердить не совершаемый вами платеж.

Можно ли распознать мошенничество

Первое, на что нужно обращать внимание, - это номер телефона, с которого поступает звонок. Если он начинается с «+7», это с большой долей вероятности мошенники. Если звонят через WhatsApp, Telegram или Viber и представляются сотрудниками банка или полиции, это тоже признак мошеннических действий. Частные компании еще могут использовать мессенджеры, чтобы общаться с клиентами, но не государственные органы или крупные банки.

Что касается полиции, то их представители редко звонят гражданам, так как все разговоры с ними ведутся в письменном виде. Собеседник, который пытается представиться полицейским, скорее всего злоумышленник. Можно выяснить его фамилию, имя и должность и позвонить по номеру 102 для получения консультации.

Таким образом, нужно запомнить, что сотрудники государственных органов, банков не совершают следующих действий:

  • не просят подтверждения переводов, поступлений на карту или платежей,
  • не запрашивают номера карт или банковские реквизиты,
  • не совершают звонков через мессенджеры.

В случае сомнений всегда уточняйте, кто с вами говорит, запрашивайте внутренний номер сотрудника. Как правило, злоумышленник не готов к таким расспросам, и либо бросит трубку, либо начнет врать.

Теги: Финграмотность, Мошенничество

Вам будет интересно

Кредит Экспресс © 2014-2024 | Пользовательское соглашение

Информация, представленная на нашем сайте, обобщенная и носит ознакомительный характер. Условия кредитования и любые решения, связанные с кредитами, оговариваются и принимаются непосредственно компаниями, предоставляющими деньги. На нашем сайте не ведется сбор и хранение информации о пользователях, которая появляется в форме заявки. Данная информация будет доступна только микрофинансовым организациям, которые занимаются ее последующей обработкой в соответствии с законом РФ «О защите персональных данных».

Кредит Экспресс использует файлы cookie для повышения удобства пользователей и обеспечения должного уровня работоспособности сайта и сервисов. Cookie называются небольшие файлы, содержащие информацию о настройках и предыдущих посещениях веб-сайта. Если вы не хотите использовать файлы cookie, то можете изменить настройки браузера. Условия использования

Mы иcпoльзуeм cookies для быcтpoй и удoбнoй paбoты caйтa. Пpoдoлжaя пoльзoвaтьcя caйтoм, вы выражаете свое согласие на обработку данных и принимаете пользовательское соглашение.