Почта для связи: yanina@credit-xpress.ru
Автор статей, эксперт по кредитным продуктам
Центральный Банк РФ поддержал стандарты деятельности микрофинансовых организаций с целью усиления защиты прав потребителей на этом рынке. Стандарты разрабатывались НП «Объединение МиР» и в декабре были представлены к рассмотрению.
В январе Банк России поддержал инициативу и выразил готовность принять во внимание предложения самих МФО после принятия ФЗ «О саморегулировании на финансовых рынках». Согласно этому документу, ЦБ теперь может утверждать базовые стандарты саморегулируемых организаций.
Два стандарта на пути к доверию к МФО
Стандартов было предложено два: по работе с просроченными задолженностями и по работе с обращениями клиентов. Так, в первом прописано, что в МФО к должникам должны относиться уважительно, корректно, использовать в отношении них только разрешенные законом методы взыскания долгов, которые не будут причинять вред жизни и здоровью. Как было отмечено еще во время обсуждения ФЗ, противоречащие закону способы взыскания регулируются уже Уголовным кодексом РФ, а потому они недопустимы.
Согласно стандартам, должника нельзя беспокоить в период с 23.00 до 07.00 (правда, это действительно, если в законе не указаны другие временные рамки). Кроме того, должника нельзя вводить в заблуждение относительно суммы долга, оснований его возникновения и последствий от отказа уплаты. МФО не имеют права требовать уплату долга, который документально не подтвержден. По мнению участников рынка, принятые стандарты – это большой шаг к повышению доверия граждан к микрофинансовым организациям.
Кстати, о доверии к МФО озаботились и в ЦБ. Так, заместитель руководителя Службы Банка России Владимир Чистюхин, выступая на Гайдаровском форме, отметил, что нужно повысить доверие граждан к небанковскому сектору, в частности, МФО, НПФ и страхованию жизни. В то же время результаты опроса, который проводился Национальным агентством финансовых исследований в конце прошлого года, 24% россиян пока не доверяют микрофинансовым организациям, 17% сомневаются в безопасности их деятельности, а еще 13% просто не знают об этом рынке.