Темпы роста необеспеченного розничного кредитования стали медленнее, но при этом многие банковские организации создают себе своеобразные прицепы из дочерних микрофинансовых компаний. Как это скажется на финансовом рынке?
Тенденции и перспективы
Самой явной тенденцией в банковском секторе может считаться постепенное снижение розничного кредитования по высоким процентным ставкам, причем это происходит даже в сфере МФО. Специалисты отмечают, что на фоне этой тенденции сегмент потребительских микрозаймов постепенно пополняют компании, аффилированные с крупными банками – именно им банки передают своих клиентов, которые не прошли скоринг. Некоторые банковские организации уже создали дочерние микрофинансовые компании, причем эта услуга не позиционируется ими как самостоятельная. Суть подобных МФО в том, что банки переводят своих клиентов к ним, если по каким-то причинам не хотят выдавать займы. Получается, что банки просто оптимизируют свою работу, а не открывают новый бизнес.
МФО от банков: в чем суть?
В апреле 2014 года «Хоум Кредит Банк» объявил о том, что создал свою микрофинансовую организацию «Онлайн Технологии». Изначально планировалось, что новая компания будет заниматься онлайн-кредитованием, однако на данный момент портфель ее активов не достиг и миллиона рублей. Эксперты отмечают, что создать дочернюю МФО банку довольно просто, а единственная проблема, которая может возникнуть, связана с возможными действиями Центробанка. Кроме того, скорее всего в МФО будут обращаться рискованные заемщикам, соответственно, компании придется задуматься о максимальном резервировании, что скажется на капитале. С другой стороны, аффилированные банку МФО будут иметь меньше проблем с фондированием.
Создание дочерних МФО банками актуально по нескольким причинам:
- Микрофинансовым компания не потребуется большой капитал, позволяющий выдавать дорогие кредиты.
- К банкам предъявляются более жесткие требования в плане резервирования средств.
- С 1 января 2015 года ЦБ РФ планирует ограничить процентные ставки по всем кредитам, кроме ипотечного, до уровня среднерыночных. А это станет барьером для развития розничных банков.
Что говорят банки?
В пресс-службах «Альфа-Банка», «ОТП-банка», «Ренессанс Кредит» и «МДМ Банка» заявили, что мыслей открыть МФО у них пока нет. Специалисты отмечают, что из-за высокой конкуренции на финансовом рынке создавать микрофинансовые компании для банков невыгодно. Однако при этом многие банки ведут активное сотрудничество с уже существующими МФО, предоставляя им клиентов, которые не прошли скоринг. Суть данной процедуры в том, что банк отказывает клиенту в выдаче займа, а МФО посылает ему смс-сообщение о том, что они предлагают ему займ. Планируется, что по данной схеме к 2014 году из банка в МФО обратятся порядка 15% заемщиков. Так, подобной схемы работы придерживается ВТБ 24, который сотрудничает с компанией «Микрофинанс».