Почта для связи: yanina@credit-xpress.ru
Автор статей, эксперт по кредитным продуктам
Перед каждой МФО стоит ответственная задача – выявить потенциально добросовестного заемщика, который выплачивал бы займы своевременно. Какой он – плохой заемщик, по мнению микрофинансовых компаний?
Признаки «плохого» заемщика
Существует ряд особенностей, которые позволяют определить недобросовестного заемщика. Первое, что должно насторожить кредитора, — это неадекватное поведение клиента. Например, если он пришел брать займ на карту в нетрезвом состоянии или скандалит, то таких персонажей лучше избегать. Второй момент – внешний вид: хороший заемщик не должен выглядеть как босяк. Третье – большинство МФО предпочитает не связываться с теми, кто ранее преступил закон. Кстати, чтобы определить неадекватного клиента, вовсе не обязательно обладать навыками психолога. Согласитесь, слишком общительный и стремящийся понравиться кредитору заемщик вызовет множество вопросов.
Не так трудно определить и мошенника. Например, неестественность речи или голоса, столь же необычное поведение, которое неоднократно меняется во время разговора, должно насторожить кредиторов. Наверняка вызовет недоумение и стремление клиента солгать: например, он одет красиво и опрятно, а жалуется на то, что его семья находится в бедственном положении. Иногда мошенник может прогадать в мелочи, например, неправильно запишет свои паспортные данные, в то время как ответственный заемщик всегда не раз проверит всю личную информацию.
Что говорят МФО?
Разные компании создают своеобразные фотороботы потенциально недобросовестного плательщика. В компании Platiza, например, их делят на «любителей» и «умелых». Первые просто берут займы и скрываются, не задумываясь о деталях. Умелые же досконально изучают процесс, пытаясь найти изъяны в системе, после чего и совершают свои преступные действия. Согласно статистике, число любителей и умелых соотносится в цифрах примерно 80 к 20.
Компания MoneyMan, которая также ориентируется на работу в режиме онлайн, отсеивает заемщиков еще на стадии оформления заемщиков. Они делят своих клиентов на:
- добросовестных,
- находящихся в нелегкой финансовой ситуации,
- оформляющих займы без намерения их возвращать,
- преступников.
Третья категория, как правило, ориентируется на использование вымышленных имен и паспортных данных, при этом возвращать кредит они и не собираются. Чаще всего эти клиенты по несколько раз заполняют анкеты, при этом имеют они в основном негативную кредитную историю.
В случае с организованной преступностью все гораздо сложнее. Во-первых, о них складывается впечатление как о хороших клиентах, поскольку данные они предоставляют реальные. Во-вторых, все счета на имя клиента зарегистрированы по подложным данным. Однако даже с такими преступниками МФО нашли способы борьбы: как правило, на одного и того же человека оформляются сразу несколько займов в разных компаниях. Эти данные можно узнать по сведениям, которые предоставляет кредитное бюро.
Итак, «плохие» заемщики имеют ряд отличительных качеств, которые можно свести к следующему:
- Они слишком болтливы и услужливы.
- Имеют плохую кредитную историю.
- Часто меняют работу, причем работают в самых разных сферах.
- Обращаются за займами слишком часто.
- Оформляют кредиты по поддельным документам.
Все эти признаки обязательно должны насторожить компанию-кредитора. Ведь главное для МФО – не проглядеть мошенника.