Почта для связи: prohor@credit-xpress.ru
Ведущий журналист, эксперт по направлению микрозаймы
Рассказы о том, как неожиданно звонят коллекторы или представители МФО, требующие возврата долга, встречаются постоянно. И самое удивительное, что сам человек чаще всего даже не знает, что на него оформлен кредит. Несмотря на современные инструменты идентификации, мошенники умудряются обмануть микрофинансистов. Как так получается и что делать?
Кто виноват?
Сами микрофинансовые организации говорят о том, что многие жалобы на мошенничество часто не имеют ничего общего с незаконными действиями с персональными данными. Кто-то оформил заем онлайн и забыл, иногда выясняется, что кредит оформил кто-то из родственников. Но реальные случаи с мошенническими действиями все-таки встречаются.
Например, сотрудник крупного банка тайно от клиентов оформлял на дополнительные карты кредиты в МФО, используя их паспортные данные. Жертвами мошенника стали 7 человек. Конечно, пострадавшему в такой ситуации непросто: кредитная история испорчена, коллекторы назойливо звонят, иногда доходит до суда. Но если был оформлен мошеннический заем, пострадавшей стороной считается и кредитор.
Во-первых, каждый выданный незаконно займ онлайн на карту – это убытки для компании. Во-вторых, чем больше жалоб на МФО, тем больше ее деятельностью интересуется регулятор и СРО, начинаются проверки, штрафы и так далее. Поэтому сами компании заинтересованы в том, чтобы идентификация была выполнена грамотно.
Проверки слишком простые…
Самая заметная активность мошенников, которые оформляли займы на чужие персональные данные, пришлась на конец 2018 года. Тогда доля жалоб на незаконные кредиты была выше 18%. К III кварталу 2019 года показатель составил уже 11%. Эксперты отмечают, что это связано с понижением уровня уязвимости систем безопасности. Кроме того, ряд компаний изменил регламент работы с клиентами. Например, в случае спорных вопросов добросовестный заемщик может решить их без обращения в полицию.
При сумме займа не больше 15 тысяч рублей, согласно закону, проводится упрощенная идентификация пользователя. Но тут важно следить за тем, чтобы введенные данные соответствовали тому человеку, который их предоставляет. Современные реалии таковы, что многие нелегальные базы продают КИ, паспортные данные и другую персональную информацию. Считается надежным селфи потенциального заемщика с паспортом, но гарантии безопасности нет: «псевдозаемщик» может быть внешне похож на человека с паспорта или попросту умеет работать в фотошопе.
Чтобы избежать случаев мошенничества, Центробанк советует выдавать деньги переводом на банковскую карту. При этом имя на карте и имя заемщика должны совпадать.
Нужно больше данных
В начале октября группой депутатов был внесен законопроект о запрете МФО выдавать займы, если не была проведена биометрическая идентификация заемщика. Однако эксперты считают, что пока для реализации этой идеи рано:
- нет переходного периода, в течение которого компании смогли бы подготовить необходимую инфраструктуру;
- слишком медленно наполняется база Единой биометрической системы (за год работы данные предоставили лишь около 20 000 россиян).
Несколько улучшить ситуацию могла бы видеосвязь в режиме реального времени между заемщиком и компанией, но далеко не все готовы к такому способу общения. К тому же мошенники и здесь найдут «дыры», а сама процедура затратна и не всегда качественна. Лучшим же выходом из подобных ситуаций, по мнению микрофинансистов, может стать расширение доступа к информации о потенциальных заемщиках, а для этого не обойтись без регуляторных изменений. Чем больше данных будет у МФО для анализа, тем проще будут обнаруживаться какие-то противоречия, которые позволят выявлять мошенников.