Микрокредитование в России развивается быстрыми темпами, особенно предоставление услуг в режиме онлайн. Правда, чтобы развитие было перспективным, МФО нужно снижать процентные ставки и привлекать новых клиентов за счет сотрудничества с лидерами экономических отраслей.
Крупные компании заинтересованы в МФО
На сегодняшний день в микрофинансовые компании обращаются порядка 3 млн. человек, но это всего лишь 2,2% от общего населения страны. Высокий процент устраивает не всех потенциальных заемщиков, а за добросовестного клиента сегодня готовы бороться и банки. Но и МФО может продумать снижение процентных ставок для привлечения новых клиентов за счет сотрудничества с лидерами других экономических отраслей.
Еще в августе о намерении выдавать микрозаймы заявили такие компании, как МТС и Alibaba, которые планируют обслуживать клиентов с помощью работающих МФО. При этом эти компании не планируют делать микрокредитование самостоятельным направлением, а хотят лишь создать для своих клиентов дополнительные преимущества при продаже своих основных продуктов и услуг.
В Alibaba Group уже развита собственная платежная система Alipay, позволяющая совершать покупки в интернет-магазине Alibaba. Компания может начать с выдачи POS-микрозаймов на конкретные покупки. Но благодаря развитию функционала платежного сервиса и возможности оплаты в кредит могут быть востребованы и другие операции.
Что касается оператора сотовой связи МТС, здесь планируется выдача займов в безналичной форме тем, у кого есть смартфоны на ОС Android, поддерживающие технологию бесконтактных платежей NFC. По мнению компании, это увеличит количество новых абонентов сети и повысит продажи смартфонов в фирменных салонах МТС. Новые системы скорее всего будут с умеренными процентными ставками, бонусами и скидками.
Выгоды для МФО
Основной проблемой российских микрофинансовых компаний является отсутствие дешевых денег. По мнению экспертов, их сотрудничество с лидерами экономической сферы позволит решить эту проблему и выйти впоследствии к новой аудитории. Например, согласно данным МТС, доля смартфонов с поддержкой NFC составляет 8 млн. штук в год, а на сайте Aliexpress (Alibaba Group) оставляют свои заказы порядка 15 млн. человек в год. Но в таком сотрудничестве важно, чтобы микрофинансовые компании исполняли не служебные функции, а могли предложить своим клиентам что-то интересное.
Опыт работы МФО может быть востребован в двух перспективных направлениях:
- Для ускорения транзакций в торговле в режиме онлайн. Сущность такой торговли в том, что товар отправляется после того, как продавец получит средства за него, а это может занять 2-3 дня. Это увеличит срок доставки и снизит привлекательность товара. При этом оформление заказа на покупку ведется по тем же схемам, что и отправка заявки на получение микрозайма. При совместной работе с ретейлером микрофинансовая компания может провести скоринг и гарантировать оплату для немедленной отправки товара, фактически выдавая краткосрочный заем покупателю.
- Для финансового обеспечения покупки товаров и услуг, которые еще не произведены. В большинстве случаев производители требуют предоплату за товар или услугу. МФО в таком случае может выступить как гарант обязательств сторон. Допустим, будет выпущена новая модель телефона, который хочет приобрести покупатель. Но вместо аванса он пользуется услугой МФО, которая осуществляет скоринг клиента и выступает гарантом совершения сделки. После исполнения обязательств продавец получает гарантированную оплату, а если товара не будет, не потребуется возвращать аванс покупателю.
Микрофинансовые компании уже активно ведут свою деятельность в режиме онлайн. Осталось только выбрать правильную стратегию, чтобы предоставлять на финансовом рынке новые онлайн-услуги и тем самым дать толчок всей сфере микрофинансирования к перспективному развитию.