Современные МФО ищут возможности для увеличения финансирования и постепенно привлекают частных инвесторов. Многие компании отмечают, что спрос на их инвестиционные продукты стал выше с начала 2015 года на 40%.
Эксперты же считают, что это временное явление, и достойную конкуренцию банкам микрофинансовые компании вряд ли составят.
Инвесторы приходят – доходы МФО растут
Разговоры об инвестициях в МФО начались с того, что компании решили усилить работу по привлечению частных вложений. MoneyMan, например, запустил инструмент, позволяющий привлекать финансовые инвестиции как от физических, так и юридических лиц. В Zaimo.ru считают, что подобное решение логично, поскольку с 2014 года МФО ведут свою деятельность на прозрачных условиях, что повышает заинтересованность инвесторов в таких вложениях.
МФО, которые уже давно работают с займами от физических лиц, отмечают, что спрос на их продукты вырос. Эксперты считают, что подобный скачок интереса инвесторов к микрофинансовым компаниям объясняется повышением ключевой ставкой ЦБ. Спрос на продукты МФО растет, при этом рыночные ставки постепенно снижаются.
В чем причины инвестиций?
Закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» разрешает компаниям привлекать средства инвесторов в размере от 1,5 млн. рублей. Эксперты считают, что вложение средств в МФО выгодно:
- Процентная ставка в таких продуктах высокая и может достичь 36% в год.
- Новое законодательство в области системы налогообложения делает инвесторские вложения выгодным решением.
- Доход от вложений у инвестора будет выше, чем в банковском вкладе при одинаковых показателях размера, срока вклада.
Сами микрофинансисты говорят о том, что необходимость в привлечении денег обусловлена недоступностью банковских кредитов. Многие компании не могут взять займы у банков, даже несмотря на их хороший рейтинг. За счет вложений физических лиц МФО диверсифицируют свои риски фондирования.
С банками не справиться
МФО возлагают большие надежды на возросший спрос на инвестиционные продукты со стороны физических лиц. При этом какие-то компании планируют вводить новые инструменты для инвестиций и тем самым увеличивать пассив, какие-то планируют задействовать IT-технологии. Эксперты отмечают, что микрофинансовым компаниям не удастся переманить к себе банковских клиентов, поскольку конкуренция неравная:
- Во-первых, чтобы привлечь инвесторов, потребуется серьезно вложиться в рекламу и поиск квалифицированного персонала.
- Во-вторых, на МФО не распространяется страховка по вкладам. В некоторых компаниях действуют программы страхования ответственности МФО за неисполнение обязательств по договорам займа, но процентная ставка будет снижаться примерно на 1,5%.
Какой будет картина по источникам фондирования микрофинансовых компаний, будет ясно в апреле 2015 года – после сдачи отчетностей. Пока же цифры поменялись несильно, и показатели МФО по инвестициям остались на прежнем уровне.