Почта для связи: prohor@credit-xpress.ru
Ведущий журналист, эксперт по направлению микрозаймы
Рынок онлайн-кредитования сегодня развивается активно, но на данный момент клиенты не торопятся переходить с привычных способов получения средств к займам на виртуальные кошельки. В чем причины такого явления?
Клиенты придерживаются традиций
Большинство компаний сегодня выдают займы в основном наличными, часть организаций выдает заемщикам пластиковую карту, на которую перечисляются средства, еще 7% перечисляют средства на карту банков или банковский счет клиента. Чуть больше четверти компаний могут выдать деньги несколькими способами. Сами клиенты предпочитают получать средства на QIWI-кошелек (44% пользователей), 35% — на счет в банке, 30% — через систему денежных переводов, а 15% — через «Яндекс.Деньги». В то же время на QIWI-кошелек деньги перечисляют единицы компаний.
Однако некоторые сервисы онлайн-кредитования выдают средства только не только на карты банка, но и на электронные кошельки. Они отмечают, что это удобный и быстрый способ получения денег, которые зачисляются мгновенно. Другие микрофинансовые компании работают на основе дистанционных сервисов получения займов, в частности через платежные системы, например, Contact.
Пробелы в законодательстве
Большинство организаций отмечают, что электронные кошельки не пользуются спросом у МФО из-за рисков, связанных с таким способом перевода денег. Основная проблема – это невозможность идентификации заемщика, что повышает риски. Кроме того, электронными деньгами через платежные системы «Яндекс.Деньги», WebMoney, WalletOne, QIWI-кошелек очень часто пользуются неидентифицированные пользователи.
Электронные кошельки не уживаются среди МФО и из-за того, что это некачественный способ выдачи займов. Компании приходится платить за перевод средств немаленькую комиссию. Именно поэтому МФО выбирают те решения, которые позволяют им вести свою деятельность удобно для клиента и выгодно для себя.
Какие перспективы?
Эксперты отмечают, что за 2014 год на рынке МФО стали выдавать займов до зарплаты в три раза больше, но прогноз на ближайшее время говорит о том, что темпы роста будут сбавляться. Замедление роста объясняется, во-первых, высокой финансовой нагрузкой на население, а во-вторых, высоким уровнем закредитованности. Немаловажный сдерживающий фактор – низкая осведомленность населения о займах и слишком высокая процентная ставка. Кроме того, и сам рынок микрокредитования наполнен мошенниками.
Что касается онлайн-сервиса, пока он не привычен для россиян, которые предпочитают решать финансовые проблемы по старинке через банки. Аналитики считают, что со временем доверие к рынку PDL повысится, и в 2015 году доля выданных через Интернет кредитов вырастет. Но для этого нужно решить и ряд проблем на рынке МФО, в первую очередь с дороговизной и недоступностью фондирования.